Майолика Тверской губернии

В рамках XXVII Недели тверской книги 13 февраля состоялась международная онлайн конференция, посвященная выходу книги Елены Антиповой «Заводы Тверской губернии. Завод Гужева-Масленникова-Белина».
На сегодняшний день это наиболее полный каталог по декоративно-прикладным предметам этого завода.

 Организаторы конференции отметили, что, по мнению авторитетного жюри, эта книга стала украшением ярмарки и ей присвоен статус «Открытие года».

«Заводы Тверской губернии» – итог многолетней работы в центральных и региональных музеях, с исследователями и специалистами, архивами семьи Масленникова.

Тверская областная научная библиотека им. М.Горького проводит конференции по истории промышленности Тверского края. Прошла конференция по текстильной промышленности, планируется по машиностроению, в планах последующей конференции – доклад Е. Антиповой по фарфорово-фаянсовой промышленности губернии.

 Константин Патов, преподаватель кафедры реставрации керамики художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова (Москва), подчеркнул, что уникальность книги Е.Антиповой в том, что в ней собрано несколько направлений. Помимо самой истории, хронологии завода Гужева-Масленникова-Белина, она охватывает срез развития общества второй половины 19 века, чем интересна для многих специалистов – краеведов, искусствоведов, а также реставрационного направления. В книге отражена редкая информация о заводе второго ряда, которая как правило уходит из информационного поля, также затронуты технологические аспекты производств того времени, содержатся редкие свидетельства, которые очень трудно найти – как делались изделия, каким способом, по каким технологиям, какими инструментами. Книга тем самым имеет практическую ценность. Для нас (реставраторов) это очень важно, поскольку мы пытаемся реконструировать не только утерянные фрагменты того или иного предмета, но и саму технологию. С научной точки зрения это очень важно, и реставрация у нас называется научной.

Так, например, свидетельство, найденное автором книги, о выступлении С.И. Масленникова в обществе архитекторов в Санкт-Петербурге об использовании цемента при монтаже архитектурной керамики очень помогло нам при демонтаже фрагментов керамического декора Императорского Строгановского училища (ныне здание МАРХИ). Здесь показало справедливость слов Масленникова о том, что демонтировать их можно только с кусками кирпича. В последней трети 19 века цемент был инновационным материалом, и никто не думал о том, что через сто пятьдесят лет понадобится демонтаж и замена архитектурных деталей. Т.к. здесь речь шла о научной реставрации, то эта информация предупредила специалистов о необходимости извлекать фрагменты керамического декора вместе с кусками цемента, чтобы избежать повреждения изделия. При реконструкции того или иного предмета нужно изучение самой технологии.

 Андрей Роденков, научный консультант музея архитектурно-художественной керамики «Керамарх», научный редактор журнала «Архитектурная керамика мира» (г.Санкт-Петербург), отметил, что впервые в книге Е. Антиповой в систематизированном виде представлена история завода в д. Чернятке, особенно в период, когда он принадлежал Масленникову (в том числе по свидетельствам потомков семьи Масленников). Также впервые в этой книге представлен материал по архитектурной керамике завода С. Масленникова, перечислены практически все работы в этой области, например, керамический иконостас часовни-памятника героям Плевны, изразцы и декор императорского павильона Всероссийской художественной промышленной выставки 1882 года в Москве и др. В целом, свидетельства об иконостасах, представленные в книге, дают материал для дальнейших поисков утраченных ценностей. Продолжая исследование, представленное в книге, в последнем номере журнала «Архитектурная керамика мира» опубликована статья Е.Антиповой, посвященная заводу в д. Чернятка и творчеству С. Масленникова, особенно о создании керамических иконостасов.

 Елена Мойкина, главный хранитель Тверского государственного объединенного музея, и Анна Орлова, директор Ярославского художественного музея им. Ю.В. Орлова, выразили слова благодарности за использование изображений предметов музеев в издании «Заводы Тверской губернии», так как участие в таких проектах важно и престижно, повышает уровень и статус коллекции.

В конференции также приняли участие краевед Владимир Крутов (Германия) и представители издательства «Русский мир» (Москва).

 В своем выступлении о книге «Заводы Тверской губернии. Завод Гужева-Масленникова-Белина» Елена Антипова выразила слова благодарности всем партнерам, принявшим участие в создании этой книги. Благодаря этому сотрудничеству были открыты многие белые пятна в истории завода в д. Чернятка. На сегодняшний день книга «Заводы Тверской губернии» – это наиболее полный каталог по декоративно-прикладным предметам этого завода. Тверская губерния входит в пятерку крупнейших керамических регионов. Менее крупные, но не менее интересные заводы в Тверской области вошли в другой каталог Е. Антиповой «Керамическая Россия. Гончарные заводы Российской империи рубежа 19-20 веков».

Влияние предприятия на керамическую отрасль конца 19 века очень велико. Открытие автора также в том, что ей удалось обнаружить год открытия завода – 1862. Владельцем стал Гужев. Уже в 1867 году на сельскохозяйственной выставке в Твери предприятие представило свою продукцию (посуду, дренажные трубы и др.). Особенным спросом пользовались так называемые кабинетные вещи, например, многофигурная группа «Туалет русского солдата на Кавказе». Этими вещами завод Гужева и стал знаменит. Расписная терракотовая скульптура была очень распространена в Западной Европе, в США. Завод Гужева заполнил эту нишу в России в конце 19 века. В 1870 году завод получил серебряную медаль на губернской выставке. Предметы завода были в лучших коллекциях, включая коллекцию царя императора Николая II, в коллекции А. Селиванова, А. Морозова (которая стала основой музея-усадьбы Кусково). Это связано, в том числе, и с работой скульптора Н.В. Анненского. Самая интересная работа из военной серии - по картине Перова «Пластуны под Севастополем». Когда Н. Анненский перешел на тверскую фабрику Кузнецова, ее выполняли и там.

В 1889 году собственником завода стал С.И. Масленников. Он изобрел метод создания высокопрочной глазури с большим количеством цветовых оттенков (более 200), которая выдерживала перепады температур и влажности, поэтому стала использоваться для архитектурной керамики. В 1882 году Масленников представил свои изделия на Всероссийской выставке в Москве (декоративно-прикладные предметы и архитектурно-фасадная керамика). Это говорит о том, какого уровня художники работали с заводом Масленникова. У С.И. Масленникова были магазины в Москве, в Пассаже. Многие изделия завода Кузнецова имели прообразом изделия завода Масленникова. Предприятие процветало. В 1883 году на коронации Александра III заводом были выполнены коронационные стопы. Это был большой, выгодный и престижный заказ.

В архивах Е.В. Антипова обнаружила целое дело, посвященное жалобам рабочих на невыплату им заработной платы. Владелец С. Масленников объяснил это своей болезнью, долги погасить не смог, и предприятие было продано доктору Белину. Последний управлять предприятием должным образом не мог. Загадочным образом завод сгорел. Автор книги нашла в архивах интересные документы. По донесению губернатору Вышневолоцкого полицейского управления, возгорание на заводе случилось 10 декабря 1889 года, было понесено 12 000 р. убытка, причина возгорания – чрезмерная топка печи.

С закрытием предприятия влияние завода на развитие керамики в России не закончилось, так как С.И. Масленников с рядом сотрудников перешел на работу на фабрику М. Кузнецова. Далее они перебрались в Миргородскую художественно-промышленную школу, подняв ее с самого начала. Подготавливая учеников, он внес большой вклад в развитие керамической промышленности того времени.

Отдельным направлением в работе С. Масленникова было создание керамических иконостасов. Историк Н. Макаренко писал, что в первый год работы школы они взялись за изготовление иконостаса для Свято-Никифоровской пустоши (Санкт-Петербург). В целом, было выполнено несколько таких работ. Сохранился иконостас Свято-Троицкого собора (Буэно-Айрес) (1898-1901).

Все выступающие подчеркнули высокое качество, важность и актуальность представленной книги Е. Антиповой, а также необходимость популяризации керамического искусства в России.

Видеотрансляция презентации https://youtu.be/4V2b03CwGSE

Общественная деятельность

Контакты

410056, г. Саратов
ул. Чапаева, 6
rsp-asouz@mail.ru
© 2018 Все права защищены.

Please publish modules in offcanvas position.