Встречи с писателями как элемент патриотического воспитания

ВСТРЕЧИ С ПИСАТЕЛЯМИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Молотилина Алёна Геннадьевна

Поэт, детский писатель, член правления Саратовского регионального отделения Российского союза писателей, СРОО «Авторский союз»

В последние годы все чаще поднимается вопрос сохранения и актуализации культурного наследия, создания условий для самообразования и креативной деятельности среди различных категорий населения, развития творческой индустрии, патриотического воспитание молодежи. Именно книга как безмолвный проводник многовековой мудрости и культуры становится средством историко- и военно-патриотического воспитания на всех этапах становления личности. И здесь мы говорим не только о классической литературе, но и о книгах современных авторов. Между тем, люди часто не знают о том, что сегодня есть хорошие поэты и писатели [1]. К тому же, и библиотеки, и литературные сообщества, и издательства столкнулись с проблемой массового отхода читающей публики в сторону массовой шоу- и медиа-культуры, и вынуждены параллельно с вопросом патриотического воспитания решать проблему возвращения к чтению.

В этом плане у нашей писательской организации уже скопился определенный опыт. Российский союз писателей (РСП) – общероссийская общественная организация, созданная в 2012 году и объединяющая литераторов нашей страны и имеющая представительства в большинстве субъектов Российской Федерации. Это профессиональный творческий союз, открытый для представителей всех жанров и направлений. Саратовское региональное отделение Российского союза писателей активно начало работать в 2017 году. Деятельность общества направлена на пропагандирование литературы и важности чтения, ознакомление публики с оригинальными авторскими произведениями, открытие новых талантов и продвижение их книг к читателю.

Нужно иметь в виду, что современного читателя не интересуют мероприятия, рассчитанные на пассивное восприятие, его привлекают те, в которых он является активным участником [2]. Презентации книг, творческие встречи с авторами, где писатель трансформируется в своеобразного перфомера, шоумена, театрального деятеля, – выступают средством возвращения и взращивания интереса к книге.

По опыту деятельности нашей писательской организации можно говорить, что встречи с современными писателями имеют большой положительный отклик у детей и подростков. Они с интересом включаются в диалог, начинают по-другому вчитываться в произведения, задумываться о возможности попробовать свои силы в писательском ремесле. Однако развивать и поддерживать эту заинтересованность без внешнего влияния дети не могут. Яркие впечатления и правильная ориентация на чтение хорошей литературы с помощью встреч с авторами должны носить постоянный характер, что и проводится силами Саратовского регионального отделения Российского союза писателей, СРОО «Авторский союз».

Патриотическое воспитание в самом широком смысле включает в себя систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания (любовь и верность к своей Родине, стремление к защите ее ценностей и национальных интересов, признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений, любовь к семье и близким, следование своим культурным традициям, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству) [3].

Каждое из этих направлений воспитательного процесса может быть проиллюстрировано произведениями современных авторов.

В 2018 году, в преддверии Дня Победы, Саратовское региональное отделение Российского союза писателей издало коллективный сборник поэзии и прозы о войне «Безымянная высота»[4]. В своих произведениях авторы отразили память, гордость и боль о тех, кто не щадил своей жизни за Отечество в военное лихолетье, а также о тех, кто погибал и в мирное время, защищая нашу страну. Широкий диапазон памятных дат, охваченных художественными произведениями, вошедшими в сборник, дает неограниченные возможности по использованию творческого материала в проведении мероприятий гражданской и военно-патриотической направленности. Эту же задачу решает и Альманах «Авторский союз» №4 2020г. [5], посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В сборник вошли произведения известных в области людей, писателей и поэтов из России, Белоруссии, США, Германии, Израиля, а также победителей международного литературного конкурса «Огни золотые», проведённого нашим отделением при информационной поддержке Министерства культуры области. В частности, здесь опубликована статья Д.Аяцкова об истории создания им мемориального комплекса военной техники в Парке Победы г. Саратова. Заслуживает особого внимания и очерк Е.Йост-Есюниной о немецком городе Вупперталь, который также хранит память о войне. Иллюстрациями к альманаху послужили рисунки детей художественной студии «Акварель» – «Война. Победа. Память» (дети рисовали своих прадедов, воевавших в Великую отечественную войну).

С точки зрения локального (регионального и местного) патриотизма, наиболее полно проработанным изданием выступает Альманах «Авторский союз» №3 2020г. [6], посвященный 430-летию основания города Саратова. Ведь любовь к Родине начинается с любви к малой родине, ее традициям и обычаям. Кроме поэтических и прозаических произведений о родном крае, в альманахе представлены также краеведческие и искусствоведческие материалы (Ю. Каргин «Дети Чапая», Е. Водонос «О творчестве художника Алексея Коблова»). Рубрика «Человек с именем» знакомит читателей с автором и историей создания известного всему городу памятника влюблённым на Набережной Космонавтов. Культурно-историческую ценность представляет и архивный рассказ писателя А.Троицкого (1894-1973гг) «Катчиков».

Любовь к семье и семейным ценностям, традициям представлена в сборниках «Семейный альбом» [7] и «Под абажуром» [8]. Разговор о семейных ценностях и нравственности оказывает большое влияние не только на детей из благополучных семей, но гораздо большее на так называемых трудных подростков. Помогает переосмыслить многие жизненные ситуации. Вопросу духовно-нравственного воспитания посвящен сборник «Тридцать три перекрёстка» [9], где авторы делятся своими размышлениями о самых сокровенных и сложных моментах жизни, поднимают непростые вопросы, ответы на которые находятся только через призму Нового Завета.

Безусловно, признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа невозможно без изучения классической литературы. Однако, по убеждению многих исследователей, путь маленького читателя к классике начинается именно с современной литературы [10].

Российский литературовед, критик, публицист, писатель А.Н. Архангельский говорит о том, что «современная литература обладает важным свойством «подсветки». А именно – текст современных произведений написан на теперешнем языке и жизнь, описанная в нем, понятна, похожа на ту, что окружает нас» [11]. Таким образом, современная литература служит незаменимым ресурсом приобщения подростков к произведениям классики. Именно она, отвечая на актуальные запросы юных читателей, «заражает» чтением, и в конечном итоге вводит их в мир литературы классической [12].

Еще один интересный проект, реализуемый СРОО «Авторский союз» наряду с презентацией собственного творчества, это «Писатели о писателях». Проект представляет

собой ряд лекций для учащихся старших классов, студентов колледжей и вузов по произведениям классиков русской литературы – например, Достоевского и Булгакова. Школьникам открывается новый взгляд на эти сложные для восприятия произведения, поясняются многие скрытые моменты. А также краеведческие встречи – рассказы об известных писателях, где освещаются интересные факты их биографии, история творчества, по возможности связь с Саратовским краем (личная или посредством включения в текст произведений).

Таким образом, организация творческих встреч с современными писателями является необходимым элементом патриотического воспитания детей и подростков. При этом, наибольший эффект приносит участие в мероприятии двух-трех авторов. В таком случае одна связующая тема встречи может быть подана с разной точки зрения и проиллюстрирована разными, в том числе и по жанру, произведениями, содержащими отдельные аспекты поднимаемой проблемы.

Интерес к чтению и его эффективность напрямую зависят от включенности произведения в контекст жизни читателя. Иными словами, говорить нужно в примерах. Тогда тема перестает быть чем-то абстрактным, далеким. Когда она встраивается в действительность, ее можно «пощупать» - возникает интерес к продолжению чтения, появляются новые вопросы и желание найти на них ответы в соответствующей литературе. И чем большая вовлеченность читателя, ярче эмоции, тем надежнее в его эмоциональной памяти закрепляется художественная истина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приобщение к чтению: инновации для родителя, инструментарий библиотекаря / А. Кашкаров. – Либеря-Бибинформ, 2012.

2. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении детей и молодёжи в условиях библиотеки. Методические рекомендации. Никольск. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psihdocs.ru/innovacionnie-podhodi-v-patrioticheskom-vospitanii-i-grajdansk.html

3. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. – Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2013

4. Безымянная высота: сборник – Саратов: ООО Задира-Плюс, 2018.

5. Авторский союз: альманах / Российский союз писателей, Саратовское региональное отделение - Саратов: Амирит, 2020 — Вып. 4. – 2020.

6. Авторский союз: альманах / Российский союз писателей, Саратовское региональное отделение - Саратов: Амирит, 2020 – Вып. 3. – 2020

7. Семейный альбом: сборник - Саратов: Задира-плюс, 2018.

8. Под абажуром - Саратов: Амирит, 2019.

9. Тридцать три перекрёстка - Саратов: Задира-Плюс, 2018

10. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. От «тихой радости чтения» – к восторгу сочинительства: монография. – М.: Библиомир, 2016

11. Александр Архангельский о современной школе и новой программе по литературе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mel.fm/manifest/238475-arhangelskiy

12. Молтенинова Е.Д. Современная литература как ресурс приобщения подростков к классике. / Магистерская диссертация – Пенза, 2017


Возврат к списку докладов

Общественная деятельность

Контакты

410048, г. Саратов
ул. Тульская, 17
rsp-asouz@mail.ru
© 2018 Все права защищены.

Please publish modules in offcanvas position.