Художественная литература – основа патриотического воспитания школьников

Художественная литература – основа патриотического воспитания школьников (на примере изучения лирики Н.Е.Палькина и повести Э.Веркина «Облачный полк»)

 

Учитель русского языка и литературы

 МОУ «Лицей №56» Ленинского района г.Саратова

В.Е.Щуковская

 

 

 

«Патриотизм-это главное.

 Без этого России пришлось бы забыть 

и о национальном достоинстве, 

и даже о национальном суверенитете»     

      В.В.Путин

 

Формирование патриотизма в нашей стране рассматривается как национальная идея, способная сплотить наше общество на пути к укреплению могущества России.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец.

Действительно, воспитательный потенциал художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа, играют важную роль в формировании патриотических чувств, определяющего отношения человека к людям и самому себе

ЛИТЕРАТУРА любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет «Житие Александра Невского». Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне».

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (8 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.).      Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.

 

С 2015 года в учебный план школ России введен курс «Родная литература»

В программе этого предмета выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

  • «Россия – родина моя»;
  • «Русские традиции»;
  • «Русский характер – русская душа»

 

Таким образом, работая в 5-9-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи: -заинтересовать учеников самим процессом чтения патриотической литературы,

- формировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы,

 

Убеждена: только глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина. Поэтому я включаю  в программу 6-7-8 классов изучение творчества нашего земляка, поэта Николая Егоровича Палькина.

Н.Е.Палькин - наш современник, и произведения его созвучны всему, что происходит с нами и нашей родной землей, они звучат остро и взволнованно. Стихи этого поэта будут на месте и в средних, и в старших классах – везде можно найти ту щемяще-родную ноту, которая заденет детские сердца, заставит прислушаться к поэтическому слову. Со своим чистым голосом и открытой душой поэт очень нужен современным детям, чтобы они гордились малой родиной, своей страной и любили ее, как любили ее когда-то Лермонтов и Некрасов, Блок и Есенин, Прокофьев и Рубцов…Как любил Николай Палькин.

Многие поэты писали о русской березе-красавице.И у каждого она своя, неповторимая. Учащиеся уже знакомы с образом березки в произведениях Есенина, Прокофьева, Рубцова. Но у Н.Е.Палькина она самая родная: то веселая, то грустная, скромная, трепетная, задумчивая, одним словом – воплощение «милой родины».

Берёзка

То весёлая, то грустная,

С лёгкой трепетной листвой,

Хороша берёзка русская

При дороге при лесной.

На ветру слегка качается,

Размечтавшись про своё…

Сколько раз не повстречается –

Снова смотришь на неё.

Столько жизни в юной скромнице,

Столько русской доброты!

Поглядишь, невольно вспомнятся

Милой родины черты.

Радо сердце беспокойное

Этой дочери лесной.

Без неё была б неполною

Красота земли родной.

Учащиеся с удовольствием заучивают стихотворение наизусть.

 «У каждого в жизни березка своя...» — написал Палькин в зрелые годы, может быть, имея в виду какое-нибудь определенное деревцо, но скорее всего обозначая все то, что символизирует исток, первооснову, малую родину как часть большой, часть самую волнующую и трепетную.

Поэта Н.Палькина узнаешь всегда по чистому голосу, по мягким и теплым его интонациям, по пронзительной любви к родной земле, к России, по боли за ее судьбу, по гордости своими земляками, по единению с природой.

«Вы знаете, что за болезнь - тоска по Родине? Не по той родине, когда она за тридевять земель, а ты на чужбине, а по этой, так называемой малой родине, которая в двух шагах …рядом, и тем не менее ты о ней не можешь не тосковать,» -говорил поэт.

Меня никто не спрашивал ни разу,

За что люблю я Родину свою

Её поля, что не окинешь глазом,

Зелёных рощ весёлую семью.

А если бы по случаю спросили,

Не стал бы я выдумывать ответ

Мне дорога земля моя, Россия,

Как жизнь, как воздух и как белый свет

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Почувствовать красоту родного края, великой державной реки Волги помогает творчество поэта:

Моему Саратовскому краю

Волга словно песня соловью.

Каждый день с того я начинаю,

Что на зорьке Волгу навещаю

И о многом с нею говорю.

Поэт подчеркивает, что Волга может дать силы, вдохновение, любовь:

Волга, Волга,

Я иду!

За это

Дай мне беспокойства и любви,

Вдохнови на новый труд поэта

И в далекий путь благослови.

 В этом стихотворении, отмечают учащиеся, Волга– образ простой и понятный. Это что-то родное, близкое, дорогое, любимое. Это и родной дом, где тебя ждут и любят, это и родная мать, снимающая усталость, и верные друзья,  и сама судьба.

 «Голубое чудо», «великая русская река», «моему саратовскому краю Волга словно песня соловью», «в немом благоговенье я пришел к святым местам», «дорогая Волга, дай мне беспокойства и любви, вдохнови на новый путь поэта и в далекий путь благослови», «родная река» - такими эпитетами одаривает поэт Волгу.

…У моей России очи голубые,

Очи голубые, русая коса.

На лесных озёрах, на степных просторах,

Поднялась Россия, Родина моя.

Такие стихи не могут не тронуть и не взволновать чуткое детское сердце. А если не оставила равнодушными лирика поэта, то есть надежда, что традиция любви к родной земле не потеряна. Хотя в жизни происходит многое, но это всё рано или поздно проходит, только сердце ничего не забывает:

… Разве же ты бросишь

То, что в сердце носишь?

Разве позабудешь

То, что насмерть любишь?

Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о родной природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысли не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств, а любовь к родному слову есть проявление любви к Отечеству.

 

Из сочинения «Каким вам представляется автор из стихотворений, что мы прочли?»

Н.Е.Палькин очень любит природу нашей земли, ощущает себя ее частью, он не созерцает ее, а живет вместе с ней, и река Волга, и каждое деревце ему родня. По всему чувствуется, что человек он добрый, внимательный, открытый и жизнелюбивый. От его стихов исходит тепло, свет и любовь, как от наших родных просторов, рек, полей и лесов. (Алина К., 7 класс)

 

Огромный воспитательно-патриотический заряд несут книги о Великой Отечественной войне. Литература Великой Отечественной войны, несомненно, один из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность.

Реальность показывает, что события Великой Отечественной войны в отдельных странах подвергаются переоценке. В этом свете особенно важно заинтересовать учеников и ввести их в трагический мир военной действительности.

При изучении литературы считаю первым долгом формировать в детях чувства гордости за свою Родину, за своих предков, стремление сохранить память о тех ужасных годах в истории нашей страны, об участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых.

"Облачный полк" Эдуарда Веркина - современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие "геройства", простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями XX века.

Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". У них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было, какой ценой досталась Великая Победа,

Интересно, что впервые события Великой Отечественной войны показаны человеком 21 века.

Форма урока – конференция.

Заранее предлагаются вопросы для обсуждения:

1.Как вы понимаете смысл фразы «незаконченность войны»?

2.В чём, по-вашему, заключается «необычность» повести?

3.Какие темы занимают центральное место в произведении?

4.Какие страницы повести вызвали особенно много эмоций?

  1. Почему произведение так называется?
  2. Подготовить сообщение о пионере-герое Леньке Голикове.

Начинаем с обсуждения с первых впечатлений о книге:

Чем интересна эта книга (по мнению учащихся):

1.Захватывающий сюжет

  1. Замечательный язык
  2. Поднимается проблема влияния войны на судьбу человека
  3. Герои совершают подвиг не ради славы, а ради Родины
  4. Герои книги - наши ровесники
  5. Рассказывается не только о защитниках Родины, но и о предателях.
  6. Легко читается

«Облачный полк» необходимо прочесть каждому, кто читает по-русски», - считает Шамиль Идиатуллин, профессиональный журналист и писатель.

И с этим, на мой взгляд, невозможно не согласиться.

 Обратимся же непосредственно к содержанию книги, поговорим о том, как показывает войну автор 21 века.

В этой повести события происходят в партизанском отряде, где воюют вчерашние мальчишки. Они до последнего не подаются отчаянию, шутят, подсмеиваются друг над другом, а иногда и дерутся. В перерывах между боями сам командир отряда преподает им школьную программу, каким-то чутьем угадывая, что детям просто необходимо хотя бы иногда возвращаться к нормальной жизни…

При обсуждении вопроса: «Какие страницы повести вызвали особенно много эмоций?»- учащиеся приводят разные примеры.

Их не оставили равнодушными страницы, описывающие партизан, по пояс в грязи и снегу, конвоирующих перепуганных полицаев, выполняющих задания по крушению составов с военной техникой, когда шло подкрепление немецким частям; судьба Димки, потерявшего семью в первые дни войны, взявшего в руки оружие и мечтающего открыть наконец счет убитым фрицам; судьба Саныча, болтуна и бойца от бога, боящегося всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины, но  смелого и решительного, даже злого, потому что ему пришлось видеть и виселицы, и голод, и зверства немцев.…;подвиг Саныча ( убил генерала и его охрану, захватив документ. За участие в борьбе с немцами Санычу было присвоено звание Героя Советского Союза).

Но эпизод с мертвым немцем, в чьей сумке герои находят письма советских детдомовцев, не может никого оставить равнодушным. Эти страницы зачитываются вслух.

 -…Коле было четыре годика, но он был очень сильный. А рядом был госпиталь, и немцы его туда водили раз в два дня, забирать кровь для раненых. Но он все равно был веселый, говорил, что врач ему песенки поет про елочку. Однажды приехала машина и привезла много раненых, их сгрузили в школу. И снова позвали Колю, хотя бабушка не хотела его пускать. Но солдат ударил бабушку…А Коля больше домой не пришел. Потом один солдат рассказал, что в тот день разбомбили танковую колонну, поэтому нужно было много крови. Еще у него срезали всю кожу для пересадки…

 

– …Тогда они поймали его и привязали к столбу поперек живота. И руки связали, сказали ему, что это такая игра, он сначала смеялся, потом, наверное, понял и описался. Они сунули ему в руки гранату и велели крепко держать, очень крепко. А к кольцу привязали веревку, спрятались за углом. Кто-то из наших закричал, чтобы он бросил, но ничего не получилось, потому что руки были связаны. И он испугался, и гранату только сильней прижал, а они как раз дернули. Взорвалось сильно, все стекла повылетали. А музыка все время играла. Столб загорелся и наклонился, а от Вовки только ноги стоять остались…

– … А офицер спросил – ты пионер? А мальчик честно сказал – да, пионер. И тогда офицер выстрелил ему в голову

-…Мама у нас умерла. Немцы пришли в наш колхоз и повесили дядю Борю, чтобы все видели. А потом они стали раздавать детям конфеты, и Вася тоже умер, съел две штуки и у него изо рта побежало белое, а вечером он умер. И все остальные тоже умерли, потому что конфеты были отравлены. А я только крайчик откусил, поэтому меня просто три дня тошнило.

Я вижу на лицах детей ужас и слезы. Это жестокая правда о зверствах фашизма. Дети осознают, что война в действительности – зло, жестокость, смерть.

А еще оказывается, что Саныч имеет прототип настоящего героя Леньки Голикова.

Слышали ли вы когда-нибудь имя Леонид Голиков? Когда-то это имя знали все дети нашей страны.

Таким образом, слушая индивидуальное сообщение, делаем вывод, что Ленька Голиков-реальный исторический персонаж, о котором писал Ю. Корольков для серии «Пионеры-герои».

В марте 1942 г. Л. Голиков стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Всего на его боевом счету насчитывается 27 боевых операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также совершил 14 подрывов мостов и 9-ти автомобилей противника.

За подвиги Лёня Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза и награждению медалью «Золотая звезда». 

Один немецкий солдат записал в своем дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Не знал немецкий солдат, что все от мала до велика мечтали о главном: «…Чтоб мир был на планете…»

Действительно, важнейшей чертой минувшей войны был ее всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика.

В заключение конференции учащиеся отвечают на вопрос: «К каким мыслям вы пришли, перевернув последнюю страницу повести?»

-В произведении показана бессмысленность, абсурдность войны. Война— катастрофа, разрыв, бездонный провал в мировосприятии.

-Нельзя забывать наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом

-Давно закончилась война, унесшая с собой миллионы жизней. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч, и Ковалец, и Алька и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они - облачный полк

-Погибшие солдаты не остались лежать в сырой земле, а перенеслись на небо, где встали в ряды «облачного полка» и теперь, стоя плечом к плечу, охраняют мир и покой на земле. «Когда придет большая беда, поднимутся павшие за други своя…»)

.

Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Именно учителю-словеснику под силу провести такую беседу, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.

Литература

1.Веркин Э.Н.. Облачный полк. ООО «Издательский дом КомпасГид», 2012г

2.Палькин Н.Е. Избранное: Стихи и поэмы. – Саратов: Приволж. кн. изд-во. 1981 «Взгляни на Волгу» (стихотворение, 1976)

3.Интерне-тресурсы


Возврат к списку докладов

Общественная деятельность

Контакты

410048, г. Саратов
ул. Тульская, 17
rsp-asouz@mail.ru
© 2018 Все права защищены.

Please publish modules in offcanvas position.