Художественная литература – основа патриотического воспитания школьников (на примере изучения лирики Н.Е.Палькина и повести Э.Веркина «Облачный полк»)
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №56» Ленинского района г.Саратова
В.Е.Щуковская
«Патриотизм-это главное.
Без этого России пришлось бы забыть
и о национальном достоинстве,
и даже о национальном суверенитете»
В.В.Путин
Формирование патриотизма в нашей стране рассматривается как национальная идея, способная сплотить наше общество на пути к укреплению могущества России.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Действительно, воспитательный потенциал художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа, играют важную роль в формировании патриотических чувств, определяющего отношения человека к людям и самому себе
ЛИТЕРАТУРА любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет «Житие Александра Невского». Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне».
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (8 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др.
С 2015 года в учебный план школ России введен курс «Родная литература»
В программе этого предмета выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
- «Россия – родина моя»;
- «Русские традиции»;
- «Русский характер – русская душа»
Таким образом, работая в 5-9-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи: -заинтересовать учеников самим процессом чтения патриотической литературы,
- формировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы,
Убеждена: только глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина. Поэтому я включаю в программу 6-7-8 классов изучение творчества нашего земляка, поэта Николая Егоровича Палькина.
Н.Е.Палькин - наш современник, и произведения его созвучны всему, что происходит с нами и нашей родной землей, они звучат остро и взволнованно. Стихи этого поэта будут на месте и в средних, и в старших классах – везде можно найти ту щемяще-родную ноту, которая заденет детские сердца, заставит прислушаться к поэтическому слову. Со своим чистым голосом и открытой душой поэт очень нужен современным детям, чтобы они гордились малой родиной, своей страной и любили ее, как любили ее когда-то Лермонтов и Некрасов, Блок и Есенин, Прокофьев и Рубцов…Как любил Николай Палькин.
Многие поэты писали о русской березе-красавице.И у каждого она своя, неповторимая. Учащиеся уже знакомы с образом березки в произведениях Есенина, Прокофьева, Рубцова. Но у Н.Е.Палькина она самая родная: то веселая, то грустная, скромная, трепетная, задумчивая, одним словом – воплощение «милой родины».
Берёзка
То весёлая, то грустная,
С лёгкой трепетной листвой,
Хороша берёзка русская
При дороге при лесной.
На ветру слегка качается,
Размечтавшись про своё…
Сколько раз не повстречается –
Снова смотришь на неё.
Столько жизни в юной скромнице,
Столько русской доброты!
Поглядишь, невольно вспомнятся
Милой родины черты.
Радо сердце беспокойное
Этой дочери лесной.
Без неё была б неполною
Красота земли родной.
Учащиеся с удовольствием заучивают стихотворение наизусть.
«У каждого в жизни березка своя...» — написал Палькин в зрелые годы, может быть, имея в виду какое-нибудь определенное деревцо, но скорее всего обозначая все то, что символизирует исток, первооснову, малую родину как часть большой, часть самую волнующую и трепетную.
Поэта Н.Палькина узнаешь всегда по чистому голосу, по мягким и теплым его интонациям, по пронзительной любви к родной земле, к России, по боли за ее судьбу, по гордости своими земляками, по единению с природой.
«Вы знаете, что за болезнь - тоска по Родине? Не по той родине, когда она за тридевять земель, а ты на чужбине, а по этой, так называемой малой родине, которая в двух шагах …рядом, и тем не менее ты о ней не можешь не тосковать,» -говорил поэт.
Меня никто не спрашивал ни разу,
За что люблю я Родину свою
Её поля, что не окинешь глазом,
Зелёных рощ весёлую семью.
А если бы по случаю спросили,
Не стал бы я выдумывать ответ
Мне дорога земля моя, Россия,
Как жизнь, как воздух и как белый свет
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Почувствовать красоту родного края, великой державной реки Волги помогает творчество поэта:
Моему Саратовскому краю
Волга словно песня соловью.
Каждый день с того я начинаю,
Что на зорьке Волгу навещаю
И о многом с нею говорю.
Поэт подчеркивает, что Волга может дать силы, вдохновение, любовь:
Волга, Волга,
Я иду!
За это
Дай мне беспокойства и любви,
Вдохнови на новый труд поэта
И в далекий путь благослови.
В этом стихотворении, отмечают учащиеся, Волга– образ простой и понятный. Это что-то родное, близкое, дорогое, любимое. Это и родной дом, где тебя ждут и любят, это и родная мать, снимающая усталость, и верные друзья, и сама судьба.
«Голубое чудо», «великая русская река», «моему саратовскому краю Волга словно песня соловью», «в немом благоговенье я пришел к святым местам», «дорогая Волга, дай мне беспокойства и любви, вдохнови на новый путь поэта и в далекий путь благослови», «родная река» - такими эпитетами одаривает поэт Волгу.
…У моей России очи голубые,
Очи голубые, русая коса.
На лесных озёрах, на степных просторах,
Поднялась Россия, Родина моя.
Такие стихи не могут не тронуть и не взволновать чуткое детское сердце. А если не оставила равнодушными лирика поэта, то есть надежда, что традиция любви к родной земле не потеряна. Хотя в жизни происходит многое, но это всё рано или поздно проходит, только сердце ничего не забывает:
… Разве же ты бросишь
То, что в сердце носишь?
Разве позабудешь
То, что насмерть любишь?
Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о родной природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысли не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств, а любовь к родному слову есть проявление любви к Отечеству.
Из сочинения «Каким вам представляется автор из стихотворений, что мы прочли?»
Н.Е.Палькин очень любит природу нашей земли, ощущает себя ее частью, он не созерцает ее, а живет вместе с ней, и река Волга, и каждое деревце ему родня. По всему чувствуется, что человек он добрый, внимательный, открытый и жизнелюбивый. От его стихов исходит тепло, свет и любовь, как от наших родных просторов, рек, полей и лесов. (Алина К., 7 класс)
Огромный воспитательно-патриотический заряд несут книги о Великой Отечественной войне. Литература Великой Отечественной войны, несомненно, один из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность.
Реальность показывает, что события Великой Отечественной войны в отдельных странах подвергаются переоценке. В этом свете особенно важно заинтересовать учеников и ввести их в трагический мир военной действительности.
При изучении литературы считаю первым долгом формировать в детях чувства гордости за свою Родину, за своих предков, стремление сохранить память о тех ужасных годах в истории нашей страны, об участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых.
"Облачный полк" Эдуарда Веркина - современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие "геройства", простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями XX века.
Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". У них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было, какой ценой досталась Великая Победа,
Интересно, что впервые события Великой Отечественной войны показаны человеком 21 века.
Форма урока – конференция.
Заранее предлагаются вопросы для обсуждения:
1.Как вы понимаете смысл фразы «незаконченность войны»?
2.В чём, по-вашему, заключается «необычность» повести?
3.Какие темы занимают центральное место в произведении?
4.Какие страницы повести вызвали особенно много эмоций?
- Почему произведение так называется?
- Подготовить сообщение о пионере-герое Леньке Голикове.
Начинаем с обсуждения с первых впечатлений о книге:
Чем интересна эта книга (по мнению учащихся):
1.Захватывающий сюжет
- Замечательный язык
- Поднимается проблема влияния войны на судьбу человека
- Герои совершают подвиг не ради славы, а ради Родины
- Герои книги - наши ровесники
- Рассказывается не только о защитниках Родины, но и о предателях.
- Легко читается
«Облачный полк» необходимо прочесть каждому, кто читает по-русски», - считает Шамиль Идиатуллин, профессиональный журналист и писатель.
И с этим, на мой взгляд, невозможно не согласиться.
Обратимся же непосредственно к содержанию книги, поговорим о том, как показывает войну автор 21 века.
В этой повести события происходят в партизанском отряде, где воюют вчерашние мальчишки. Они до последнего не подаются отчаянию, шутят, подсмеиваются друг над другом, а иногда и дерутся. В перерывах между боями сам командир отряда преподает им школьную программу, каким-то чутьем угадывая, что детям просто необходимо хотя бы иногда возвращаться к нормальной жизни…
При обсуждении вопроса: «Какие страницы повести вызвали особенно много эмоций?»- учащиеся приводят разные примеры.
Их не оставили равнодушными страницы, описывающие партизан, по пояс в грязи и снегу, конвоирующих перепуганных полицаев, выполняющих задания по крушению составов с военной техникой, когда шло подкрепление немецким частям; судьба Димки, потерявшего семью в первые дни войны, взявшего в руки оружие и мечтающего открыть наконец счет убитым фрицам; судьба Саныча, болтуна и бойца от бога, боящегося всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины, но смелого и решительного, даже злого, потому что ему пришлось видеть и виселицы, и голод, и зверства немцев.…;подвиг Саныча ( убил генерала и его охрану, захватив документ. За участие в борьбе с немцами Санычу было присвоено звание Героя Советского Союза).
Но эпизод с мертвым немцем, в чьей сумке герои находят письма советских детдомовцев, не может никого оставить равнодушным. Эти страницы зачитываются вслух.
-…Коле было четыре годика, но он был очень сильный. А рядом был госпиталь, и немцы его туда водили раз в два дня, забирать кровь для раненых. Но он все равно был веселый, говорил, что врач ему песенки поет про елочку. Однажды приехала машина и привезла много раненых, их сгрузили в школу. И снова позвали Колю, хотя бабушка не хотела его пускать. Но солдат ударил бабушку…А Коля больше домой не пришел. Потом один солдат рассказал, что в тот день разбомбили танковую колонну, поэтому нужно было много крови. Еще у него срезали всю кожу для пересадки…
– …Тогда они поймали его и привязали к столбу поперек живота. И руки связали, сказали ему, что это такая игра, он сначала смеялся, потом, наверное, понял и описался. Они сунули ему в руки гранату и велели крепко держать, очень крепко. А к кольцу привязали веревку, спрятались за углом. Кто-то из наших закричал, чтобы он бросил, но ничего не получилось, потому что руки были связаны. И он испугался, и гранату только сильней прижал, а они как раз дернули. Взорвалось сильно, все стекла повылетали. А музыка все время играла. Столб загорелся и наклонился, а от Вовки только ноги стоять остались…
– … А офицер спросил – ты пионер? А мальчик честно сказал – да, пионер. И тогда офицер выстрелил ему в голову
-…Мама у нас умерла. Немцы пришли в наш колхоз и повесили дядю Борю, чтобы все видели. А потом они стали раздавать детям конфеты, и Вася тоже умер, съел две штуки и у него изо рта побежало белое, а вечером он умер. И все остальные тоже умерли, потому что конфеты были отравлены. А я только крайчик откусил, поэтому меня просто три дня тошнило.
Я вижу на лицах детей ужас и слезы. Это жестокая правда о зверствах фашизма. Дети осознают, что война в действительности – зло, жестокость, смерть.
А еще оказывается, что Саныч имеет прототип настоящего героя Леньки Голикова.
Слышали ли вы когда-нибудь имя Леонид Голиков? Когда-то это имя знали все дети нашей страны.
Таким образом, слушая индивидуальное сообщение, делаем вывод, что Ленька Голиков-реальный исторический персонаж, о котором писал Ю. Корольков для серии «Пионеры-герои».
В марте 1942 г. Л. Голиков стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Всего на его боевом счету насчитывается 27 боевых операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также совершил 14 подрывов мостов и 9-ти автомобилей противника.
За подвиги Лёня Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза и награждению медалью «Золотая звезда».
Один немецкий солдат записал в своем дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Не знал немецкий солдат, что все от мала до велика мечтали о главном: «…Чтоб мир был на планете…»
Действительно, важнейшей чертой минувшей войны был ее всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика.
В заключение конференции учащиеся отвечают на вопрос: «К каким мыслям вы пришли, перевернув последнюю страницу повести?»
-В произведении показана бессмысленность, абсурдность войны. Война— катастрофа, разрыв, бездонный провал в мировосприятии.
-Нельзя забывать наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом
-Давно закончилась война, унесшая с собой миллионы жизней. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч, и Ковалец, и Алька и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они - облачный полк
-Погибшие солдаты не остались лежать в сырой земле, а перенеслись на небо, где встали в ряды «облачного полка» и теперь, стоя плечом к плечу, охраняют мир и покой на земле. «Когда придет большая беда, поднимутся павшие за други своя…»)
.
Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Именно учителю-словеснику под силу провести такую беседу, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
Литература
1.Веркин Э.Н.. Облачный полк. ООО «Издательский дом КомпасГид», 2012г
2.Палькин Н.Е. Избранное: Стихи и поэмы. – Саратов: Приволж. кн. изд-во. 1981 «Взгляни на Волгу» (стихотворение, 1976)
3.Интерне-тресурсы
Возврат к списку докладов