Авторское чтение как антреприза

 Автор: Юлия Клюева

         Современность бросает вызов новыми вопросами, а потому пережив коренной перелом в жизни нашего общества на рубеже 20-21 вв., те институты или сообщества, которые были призваны решать вопросы культуры и, в частности, вопросы литературы и чтения, столкнулись с массовым отходом читающей публики в сторону массовой шоу- и  медиа-культуры. Это пережили и библиотеки, и литературные сообщества, и типографии, и книжные магазины. Даже школа не может решить вопрос качественного прочтения литературных текстов учащимися в рамках  своей программы.

         Государство целостной и многоплановой политики в этом секторе не ведет. А потому возникшие перекосы в экономике неизбежно  затронули вопросы во всех сферах жизни. Так, при конструировании мероприятий с молодёжью сейчас уже невозможно не учитывать фрагментарное мышление, возникшее на фоне клиповости сознания, особенно в  аудиториях младшего и среднего подросткового возраста, при работе с трудными подростками, а также с детьми из семей, не обеспечивающими серьезный уровень домашнего образования. Обобщая достаточно серьёзный опыт выступлений в детской, подростковой, взрослой  аудитории (в среднем 1-2 выступления в неделю), наша  писательская организация пришла к некоторым выводам.

Нельзя продолжать работать с  аудиториям, основываясь только  на опыте 20 века. Так, для писателей в 20 веке в рамках всего Союза в тех же школах широко применялись авторские чтения произведений (как непосредственно в выступлениях писателей в школах, так и с применением аудио- и видео- записей авторских чтений). Актуальность таких чтений не утрачена, но она модифицируется вместе с техническим прогрессом (например, авторами готовятся презентации). Однако последнее вызвано еще и тем, что сосредотачиваться на одном и том же материале детям с клиповым сознанием сложно. Самоорганизация у подростков проявляется в 9-11 классах, когда наличие презентаций не обязательно. И только в тех аудиториях, которые имеют хорошую общую подготовку (учащиеся гимназий, лицеев).

Однако даже здесь должна учитываться специфика современного мышления, особенно если мероприятие рассчитано не аудиторию более 100 человек. Наибольший эффект привносит участие в мероприятии двух – трех, и, реже, более авторов. Однозначно, что у мероприятия должна быть одна связующая тема, на фоне которой личностное многообразие самих писателей, их взглядов, систем ценностей, творческих подходов является конструктивным приемом, позволяющим держать аудиторию на волне непрекращающихся впечатлений. Именно этот подход является новым синтезом в том, что раньше являлось авторским чтением. Теперь выступление – это некое действие, берущее свои корни не только в тех классических авторских чтениях, которые имели место ещё в 19 веке, но и в театре, в жаре антрепризы. Прочтение само по себе есть динамическая деятельность, включающая автора, читателя, текст и контекст. И если в театре антреприза подразумевает прочтение текста актерами, то в настоящее время сами писатели  со своим, безусловно, качественным прочтением становятся актерами для своего же выступления. А чтение должно быть качественным, так сказать, «по умолчанию», иначе будет невозможно удержать внимание аудитории.

         Что же автор берёт от антрепризы? Театральная антреприза – это самостоятельное направление в сценическом искусстве. Прежде всего, это – действо при отсутствии собственной площадки. Площадка  арендуется на время показа спектакля. Чтобы привлечь как можно больше публики, организатор старается пригласить на главные роли звезд (а в рассматриваемом нами случае, ими выступают писатели). Многие критики выступают против антрепризы, поскольку подобные  спектакли проходят без  декораций и костюмов. Но при этом антреприза имеет право на существование. Более того, она успешна.

         В  этом вопросе мы опираемся и на успешный опыт других площадок. Так, в Москве проходил литературный фестиваль «актуальной словесности» (spoken-word) «Живое слово: Post-Babel Condition». Прошли выступления более тридцати художников, перфомеров и авторов, работающих в этом сложном искусстве слова. Площадку для выступлений предоставлял даже Литинститут. Они объединяли в едином событийном пространстве говорящих и слушающих. Сплеталось некое многоязычное словесное полотно, соединившее известных мэтров и молодых авторов. Это были яркие литературные и театральные сюрпризы.

Главная цель подобных мероприятий с участием авторов – передать зрителям творческую энергию мастеров слова, создать возможность живого непосредственного общения без необходимости прибегать к  печатному тексту. А в дальнейшем, на фоне такого положительного  опыта,  добиться самого главного – повернуть слушающего к прочтению текста, к литературе в целом.

         И в заключении хотелось бы обозначить несколько устаревшее понятие «словесность». Само название – фестиваль «актуальной словесности» – оживляет этот термин под воздействием современных реалий.  Словесность – в широком смысле это совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных словами. Включает в себя не только литературу («изящная словесность»), но и прочие виды, например, устные произведения (фольклор), письма, дневники. Обозначение взято из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Словесность – это совокупность таких произведений, «в которых выражается живое, свободное отношение писателя к действительности и, в особенности, к явлениям человеческой жизни» (Плотников), которые «характеризуются известной степенью художественности в форме, при разнообразном, общеинтересном содержании, отзывчивостью на всякие изменения общественной жизни в смысле прогресса, проникновением в тайники внутреннего, душевного мира личности, чуткостью, с которой она (поэзия, отождествляемая здесь с литературой) схватывает мелкие, разбросанные элементы зарождающейся творческой мысли, сплачивая и потенцируя их в цельных, конкретных созданиях» (Берг).  Словесность – это «те, имевшие более или менее общее значение и вообще выдающиеся произведения, в которых выражено, в устно передающемся или записанном слове, свободное и живое отношение индивидуального и общественного я к действительности и самодеятельность его в сфере внутренней жизни… В литературных произведениях человек не довольствуется знанием и изображением той или другой действительности, какова она была и есть, но заявляет то или иное отношение к ней, между прочим, с точки зрения сердца и присущих всем высших стремлений и высших интересов человека». (Дашкевич).

Вернув в контексте данной статьи термин «словесность» на новый уровень современного прочтения, мы расширим, тем самым, и такие понятия, как  литература, текст. Ведь в свое время термин «словесность» был синонимичен понятию «филологические науки». Переосмысление вышесказанного переводит на новый уровень значение выступления писателей (поэтов и прозаиков), особенно в свете современной действительности, бросающей вызов не только культуре в целом, но самому понятию «человечности». Ведь этимология слова «человек» – от  «словек», «слово». И тогда на первый план выходит непреходящее значение слова как такового, ибо именно оно было в начале всего. А писателям (поэтам,  прозаикам) и оставляется служение и слову, и человеку.

Общественная деятельность

Контакты

410048, г. Саратов
ул. Тульская, 17
rsp-asouz@mail.ru
© 2018 Все права защищены.

Please publish modules in offcanvas position.