Что почитать? Заметки библиофила. Часть 3

Автор: Дмитрий Зотов

                               
 Анна Гавальда «Утешительная партия игры в петанк»

   Случилось так, что мой возраст на момент прочтения совпал с возрастом главного героя. Нам обоим было по сорок шесть лет. Герой – «Шарль Баланда - преуспевающий архитектор. Живет в Париже с любимой женщиной - красавицей Лоранс и ее дочерью Матильдой. Много работает, редко бывает дома, всего добился собственным трудом, спокойный рассудительный, кирпичик за кирпичиком, выстраивает и обустраивает свою жизнь. В общем-то у него все как положено, да и сюрпризов в этом возрасте ждать не приходится. Но однажды он получит письмо, которое застигнет его врасплох. Письмо из прошлого, о котором он и думать забыл, и как же далеко оно уведет его с проторенного пути…» ( из аннотации к книге).

   Всего два слова в письме - «Анук умерла» сталкивают главного героя в пропасть воспоминаний, на дне которой покоится его прошлое. Анук – мать его друга детства Алексиса и в то же  время третий товарищ по играм их предводитель и капитан. Шарль решает отыскать ее следы, узнать подробности последних лет её жизни. Читатель следует за героем и перед ним разворачивается щемящая история о любви, дружбе, самопожертвовании и самоотречении. Анна Гавальда очень по-женски внимательна к деталям. Мне почему-то особенно запомнилась старая тенниска Lacoste, в которую главного героя  наряжает Алексис, когда  Шарль приезжает к нему расспросить об Анук. Кто из нас не пробовал эти ощущения детства, напяливая или просто примеряя на себя свою подростковую  одежду. Там-же, недалеко от дома Алексиса он найдет «самый суперский дом на свете», по словам Луки – сына Алексиса. Этот дом будет с такой любовью описан автором, словно бы она говорит о своей детской «игрушечной мечте»

«Его глаза еще привыкали к полумраку, но он уже был ослеплен.

Комбре, возвращение.

Этот аромат… О котором он и думать –то забыл. Считал, что он в прошлом. И для него уже ничего не значит. Он мог бы отнестись к нему с презрением, но сейчас вдруг снова растаял от него: аромат шоколадного торта, который выпекают на настоящей кухне настоящего дома» и далее «… многометровая вереница сапог и сапожек на терракотовой плитке, опять рассада (или черенки?), на подоконниках, в пластиковых коробках и стаканчиках из-под ванильного мороженого, огромный камин, выдолбленный прямо в каменной стене, каминная полка темного, почти черного дерева, на ней смычок, свечи, орехи, опять птичьи гнезда, распятие, запятнанное зеркало, фотографии и чудесная коллекция зверюшек, сделанных из подобранных в лесу коры, листьев, веточек, желудей, мха, перьев, шишек, каштанов, сухих ягод, малюсеньких косточек, ореховой скорлупы, кожуры от каштанов, крылышек клена, сережек…»   Неплохое перечисление детского строительного материала не правда ли? А впечатление Шарля от устройства старой конюшни написанное с таким знанием архитектурных приемом! И все эти подробности нисколько не утомляют. Напротив они делают текст объемным, почти осязаемым.

     В этой книге нет отчетливо положительных, равно как и отрицательных персонажей. Каждый из них живет своим преодолением «реки с простым названьем – жизнь», но к концу повествования ты начинаешь любить их всех как одну большую семью. Этот роман не прочитывается, но впитывается порами кожи.

    Сознательно не раскрываю фабулу книги, т.к. она проста и в тоже время прекрасна как сама жизнь. А утешительная (т.е. без призов победителям) игра в петанк – бросание шаров в цель по - особым правилам, на мой взгляд показывает, что это и есть наслаждение игрой ради игры, как и жизнь, ради самой жизни дарит человеку главный приз – любовь другого человеческого существа.

Общественная деятельность

Контакты

410048, г. Саратов
ул. Тульская, 17
rsp-asouz@mail.ru
© 2018 Все права защищены.

Please publish modules in offcanvas position.